Монстр (фр. Monstre) — традиционное определение - чудовище, пугающее, сильное, отвратительное существо со сверхчеловеческими возможностями. Слово происходит от лат. monstros, monstrum с корнем «moneo», означающего «предупреждать», или «чудо». Иносказательно как метафора может относиться к объекту физического или психологического доминирования со сверхъестественными силами (властителю, хищнику), а так же реальному или вымышленному объекту природы или техническому устройству с выдающимися, в т.ч. надприродными качествами размера, силы, власти и т.п.
                                                   КВАЗИМОДО
Квазимодо — в католической церкви первое воскресенье после Пасхи, от слов мессы: лат. «Quasi modo»
Герой романа «Собор Парижской богоматери» (фр. Notre Dame de Paris) В. Гюго, в силу яркости созданного автором образа в современном обществе является синонимом физического урода.
                                                    ГУИНПЛЕН(ЧЕЛОВЕК,КОТОРЫЙ СМЕЙТСЯ)
Художественный метод

Художественный метод романа определяется типом жанрового содержания, конфликтом, связанными с ним сюжетными линиями и системой персонажей. Многие литературоведы сходятся в том, что роман является реалистическим с элементами романтизма (например, М.Яхонтова). В литературоведении XIX века, однако, высказывалась мысль о доминировании именно романтического начала. В качестве аргументов приводились образы главных персонажей романа, которые являлись носителями качеств, свойственный романтическому герою (стремление к свободе, выраженность нравственных начал и др.) В XX веке мнения о художественном принципе произведения изменились. Дело в том, что ряд книг романа просто не вписывались в романтическую схему и являлись сугубо реалистическими с элементами евхаристического символизма (Книга «Урка в море»). Таким образом окончательно сформировался взгляд на метод написания романа.Вступительные главы романа

Вступительных глав в романе две. Они вводят читателя в художественный мир произведения. В первой вступительной главе описывается жизнь Урсуса (человека) и Гомо (волка).В ней наиболее подробно раскрывается образ Урсуса. Этот человек — пессимист, он ненавидит жизнь и видит в каждом живущем страдальца. Он ненавидит людей, но его ненависть проявляется инвариантным образом. Он кормит голодных, помогает нищим, тем самым, обрекая их на существование в этом мире. Его единственный друг — ручной волк, который охраняет его образ жизни. Урсус зарабатывает на жизнь, устраивая представления на площадях. Некоторые полагают, что Урсус — это герой-резонёр[источник не указан 179 дней]. Действительно, на его повозке записаны все правила взаимоотношения между различными социальными классами в Англии и сделана оценка этих взаимоотношений. Эта оценка соответствует авторской позиции в произведении. Вторая глава повествует нам о компрачикосах, которые покупают у рабовладельцев и бедных семей детей и превращают их в уродов для представлений. Компрачикосы сравниваются автором с масонской организацией. У них свои законы, обычаи, традиции и даже свой язык. Автор обращает наше внимание, что в некоторые времена деятельность компрачикосов поощрялась правительствами разных стран. Однако их время прошло. В Англии после свержения Стюартов компрачикосы объявились преступниками. Их главарей вешали, рядовых членов подвергали клеймованию. Вслед за Англией запретили деятельность компрачикосов на своей территории Франция, Испания и Нидерланды.Постижение истории автором романа

«Постижение истории» — это совокупность всех взглядов и мнений того или иного мыслителя на процесс исторического развития. Гюго в своём романе придерживается идеалистической точки зрения на исторический процесс. Он считает, что сам процесс определяется действием Провидения. В качестве доказательства автор вводит в роман ряд исторических глав, которые ярко иллюстрируют тот факт, что человек не может сам управлять процессами на Земле (вторая часть — первая книга). В советском литературоведении этот взгляд на историю Гюго был подвержен критике, однако как оказалась критика была беспочвенной (приводимые аргументы М.Яхонтовой, например, не нашли подтверждения в реальном историческом развитии). Доказав существование Провидения, Гюго в одном из своих отступлений призывает нас подчинится Провидению и надеяться на милосердие Творца. Люди, восстающие против Бога, обречены на смерть (образы членов экипажа урки, контрабандистов). Единственная возможность спастись — это покаяние. Отметим ещё один важный факт. По мнению автора, правитель, который позволяет себе преступать нравственные законы и который позволяет другим это делать, не достоин своего звания. Таковы Карл второй, Иаков второй и Анна первая. Автор использует иронию, чтобы обличить их недальновидное правление.

Первая часть романа («Море и ночь»)

Жизнь и смерть в детском и взрослом сознании

Детское сознание, согласно основным принципам романтизма, является совершенным. В связи с этим оно не может находить границу между жизнью и смертью, так как в сознании ребёнка человек живёт и после смерти. Автор в первой книге попытался экстраполировать мысли, чувства, переживания ребёнка на реальную жизнь. В результате появились эпизоды борьбы трупа контрабандиста со стаей ворон и встречи мальчика с мёртвой женщиной и её ребёнком. И контрабандист, и женщина для Гуинплена живы. Более того они поступают благородно (контрабандист защищает Гуинплена от ворон, а женщина отдаёт всё своё тепло слепой девочке), следовательно, они не лишились нравственных основ после смерти. Одна из идей автора (которая впоследствии определяет эволюцию характера главного героя) состоит в том, что Гуинплену удалось сохранить детское сознание (пусть в несколько ином виде) в течение всей жизни. То есть Гуинплен — это романтический герой, который противостоит окружающему косному миру, и, следовательно его сознание не было «овзрослено» реальностью. Совершенно иное сознание у пассажиров «Урки». Взрослые люди понимают разницу между жизнью и смертью и делают всё, чтобы во время обуревания спасти себе жизнь. Примечательным персонажем «Урки» становится «мудрый» и «сумасшедший» старик. В его образе проявляются романтические признаки. Во время катастрофы его сознание окончательно становится детским. Не побуждая людей спасаться, он призвал их принять смерть. Особое значение здесь играет произнесение заключительной молитвы «Отче наш» (на латинском, испанском и ирландском языках). Молясь, люди приобретают детскую простоту. Смерть перестаёт казаться чем-то страшным. Вспомним, что все остались на коленях, несмотря на то что вода покрыла головы пассажиров «Урки».

Тема Божьего суда и милосердия в романе

Книга третья: «Ребёнок во мраке»

Романтическая образность и концепция личностного в третьей книге романа

Вторая часть романа

Начинается со знакомства читателя с именем "Гуинплен", ставшим последним словом предыдущей части. Природа "наделила его ртом, открывающимся до ушей, ушами, загнутыми до самых глаз, бесформенным носом, ..., и лицом, на которое нельзя было взглянуть без смеха."
                                                         ФРАНКЕНШТЕЙН
Чудовище Франкенштейна (Создание Франкенштейна, монстр Франкенштейна) — одно из главных действующих лиц романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а также персонаж множества книжных, драматических и кинематографических адаптаций его сюжета.