О́боротень (греч. λυκάνθρωπος, англ. Werewolf, нем. Werwolf, фр. loup-garou, другие названия: ликан, ликантроп, волколак, перевёртыш, ругару) — мифологическое существо, обладающее способностью превращаться (оборачиваться, перекидываться) из человека в животное или наоборот.
                                                              В МИФОЛОГИИ
Волкодлак (волколак), также известный как ликантроп — оборотень, принимающий волчий или подобный волчьему облик.
Вилктаки — в литовской мифологии.
Вервольф - в немецкой мифологии.
Кицунэ — оборотень-лисица в японской мифологии.
Тануки — енотовидная собака.
Аниото — люди-леопарды.

Превращение человека в животное — очень распространённый сюжет в мифологиях разных народов мира. Так, в «Слове о полку Игореве» описывается захват Всеславом Полоцким Новгорода и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. А в этнической культуре североамериканских индейцев обращение в животное-тотем племени является показателем высшего слияния с духом предка. В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков. Богатырь русских былин Вольга Святославич оборачивался «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «малым горностаюшком», «малою птицей-пташицей» и другими животными. В русском фольклоре Змей-Горыныч может обращаться в красивого юношу и в этом качестве посещать женщин, а Кощей Бессмертный обладает способностью превращения в различных существ. В тюркской мифологии оборотни - гульябани упоминаются как злые личности, обитающие в безлюдных местах и пугающие путников.
В русских поверьях оборотнем также называли недоброго духа, который «мечется человеку под ноги», как предвестник беды. Причём появляется он всегда мельком, на бегу, и разглядеть его бывает очень трудно. В отличие от большинства поверий западных стран «русский» оборотень может обратится не только в животных, но и в кусок палки, копну сена, клубок, камень. Перед превращением всегда бьётся о землю. Считалось, что подобный оборотень — это дитя, умершее некрещёным или вероотступник, душа которого «проказит поневоле». На Украине оборотень также был известен как вовкулака, на Севере его часто именовали кикиморой. Свойство оборотней приписывали домовому и ведьме[1].

Одним из проявлений привычного нам оборотничества (превращение человека в волка) можно наблюдать рядом с другим, не менее известным проявлением тёмных сил — вампирами. Считается, что один из способов убить вампира — укус оборотня. Раны, нанесённые вампиру оборотнем, не заживают и являются по большей части смертельными. Но и сами вампиры — тоже оборотни. Так, в произведении Брема Стокера «Граф Дракула» граф предстаёт в нескольких обличьях: старик, молодой красивый человек, гигантская летучая мышь, туман и большая чёрная собака.
Считалось, что оборотни могут быть врождёнными и обратимыми. Врождённые - это те, которые родились под определенной планетой либо подвержены родовому проклятию. Также врождённые появлялись, по верованиям, в случае если беременная женщина неожиданно увидит волка или съест мясо животного, которое убил волк. Преобразованные (обратимые) оборотни живут в берлогах, бегают в лесах, но сохраняют человеческий внутренний мир. Возвратиться к человеческому подобию обратимые оборотни могли естественным путём через несколько лет. Врожденные же всю жизнь проводили в семье как обычные люди, а по ночам, превратившись в волков, истребляли скот. Образ оборотня символизировал бессилие человека перед темными сверхъестественными силами. По христианским взглядам, этот образ напоминал о необходимости иметь в своей душе Бога, никогда о нем не забывать, не грешить, чтобы не быть тяжело наказанным за сделанное зло.

Оборотни бывают двух видов: те, которые превращаются в зверей по своему желанию (с помощью колдовских заклинаний или иных магических ритуалов), и те, кто больны ликантропией - болезнью превращения в животных (с научной точки зрения ликантропия - психическое заболевание). Отличаются друг от друга они тем, что первые могут превращаться в животных в любое время дня и ночи, не теряя при этом способности мыслить по-человечески разумно, а другие только ночью (по большей части в полнолуние), помимо своей воли, при этом человеческая сущность загоняется глубоко внутрь, освобождая звериное начало. При этом человек не помнит, что он делал, будучи в зверином облике.
Также стоит упомянуть, что человек может удерживать в себе зверя в течение всей лунной фазы, для того чтобы в момент её наибольшей активности (полнолуние) обрести максимум силы и гнева для отмщения своим обидчикам. Однако, согласно преданиям, оборотнями намеренно становятся (а это, как правило, ведьмы и колдуны) не столько для мести, сколько всё же для озорства (попугать людей для своего веселья). Не все оборотни проявляют свои способности в полнолуние, некоторые могут становится оборотнями в любое время суток.
Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающими способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, долгой жизнью, ночным зрением и др.

Основной причиной, по которой обычный человек (не колдун) может стать оборотнем, считается укус или рана, причинённая другим оборотнем (подобное правило действует и для вампиров). После чего укушенному человеку ничего не остаётся, как в ближайшее полнолуние обратиться в зверя. Утром к нему вернётся человеческий облик, на следующую ночь всё снова повторится, и так далее. Либо, как вариант (см. выше), он отправится на постоянное местожительство в лес.
Убить оборотня можно, как и многую другую нечисть, серебряной пулей или серебряным оружием. При этом традиционные антивампирские средства в виде чеснока, святой воды и осинового кола против оборотней не действенны. После наступления смерти зверь в последний раз превращается в человека, при этом раны, нанесённые ему в зверином обличье, остаются и на его человеческом теле. Таким же способом можно изобличить оборотня в живом человеке: если рана, причинённая зверю, позднее проявится у человека - то этот человек и есть тот оборотень.
«Настала ночь: ушел сотник с молодою женою в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, - кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит её. С криком оторвавши от себя, кинула её на пол; опять крадётся страшная кошка. Тоска её взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила её и бряк по полу - лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в тёмном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха её ведьма и что она ей перерубила руку».

— Н. В. Гоголь «Майская ночь»

Стать из оборотня снова нормальным человеком можно также нескольким путями: опять же с помощью колдовства, или волшебника, или чудесного лекарства (в фильме «Американский оборотень в Париже» соответствующую вакцину создают в лаборатории). Но самый известный путь - убийство того оборотня, который своим укусом инициировал превращение данного человека. После смерти оборотня все обращённые им люди снова становятся нормальными.
                                                         В ИССКУСТВЕ
Первым фильмом, который посвящён оборотням, является немой фильм «Оборотень», вышедший в 1913 году. После него последовало ещё несколько немых фильмов про оборотней. Первым фильмом с озвучкой был немецкий фильм «Le Loup Garou». В 1935 году студия Universal Pictures выпустила фильм «Лондонский оборотень», а в 1941 году — «Человек-волк». Эти фильмы обозначили многие стереотипы внешности и поведения кинематографических оборотней.

Фильмы, в которых фигурируют оборотни:
«Новолуние»
«Ван Хельсинг»
«Вой»
«Волки-оборотни»
«Гарри Поттер и узник Азкабана»
«Другой мир (фильм, 2003)»
«Другой мир 2: Эволюция (фильм, 2006)»
«Другой мир: Восстание ликан (фильм, 2009)»
«Кровь и шоколад»
«Псы-воины»
«Оборотень»
«Американский оборотень в Париже»
«Американский оборотень в Лондоне»
«Сестра оборотня»
«Рождение оборотня»
«Ромасанта охота на оборотня»
«Серебряная пуля»
«Зловещая луна»
«Волчица»
«В компании волков»
«Оборотни»
«Волк»
«Оборотни»
«Волчонок» (англ. Teenwolf)
«Волчонок 2»
«Поцелуй оборотня (фильм, 2009)»
                                                    В ЛИТЕРАТУРЕ
Одним из первых литературных произведений, посвящённых оборотням, можно назвать «Хуго, вервольф» Сазерленда Мензиса, которое вышло в 1838 году. Восемь лет спустя вышел уже целый сериал «Вервольф Вагнер» (1846 год) Джорджа Рейнольдса. Однако большинство мнений говорит не в пользу художественной значимости этих произведений.[2] Одним из наиболее заметных литературных произведений об оборотнях является вышедший в 1933 году роман «Парижский оборотень».

В романе Стефани Майер «Новолуние», продолжении культового бестселлера для подростков «Сумерки», также фигурируют оборотни. В частности, друг главной героини Беллы Свон - вервольф Джейкоб Блэк, который на протяжении книги является её защитником и даже имеет место романтический уклон в их отношениях. Возлюбленный же Изабеллы - вампир Эдвард Каллен от такой дружбы своей суженой стоит в большой опасности. В этом большая интрига произведения.

В серии книг Ивана Кононенко "Жизнь оборотня" оборотни вообще стоят на переднем плане и являются основой сюжета. Главный герой вследствие причудливо сложившихся событий становится одним из них, и прямое к этому отношение имеет обретённая с тех пор его новая подруга. Во всех частях книги встречаются всевозможные оборотни: волки, кошки, лисицы, собаки, крысы и многие другие.

В романе Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» (2004) волк и лиса оборотни выступают главными персонажами. В свойственной ему постмодернистской философствующей манере автор описывает мироздание с точки зрения оборотня, неожиданное объяснение находят и происходящие в России начала XXI-го века общественные явления.